Экономика и Финансы: банки, валюта, курсы валют, инвестиции, кредиты, рынки ценных бумаг и финансовые рынки
Навигация

Что такое кредитный скоринг?

Оформление абсолютно любого кредита, независимо от статуса заемщика, предваряется специальной процедурой проверки. Банк собирает информацию о клиенте, а именно, о его платёжеспособности. Такой мониторинг необходим финансовой организации для обеспечения собственной безопасности. Сам процесс проверки довольно трудоемок и может отнимать много времени, поэтому существуют специализированные системы, которые получили название «скоринг». Они помогают практически в полной мере автоматизировать процесс принятия решения в области кредитования.





Применяя кредитный скоринг, сотрудники банка, руководствуются определенным алгоритмом, что помогает им в кратчайшие сроки провести анализ, систематизировать и классифицировать информацию о вероятном клиенте банка, а именно проверить его финансовые возможности, материальную состоятельность поручителей и оценить стоимость залога.



Для каждой финансовой организации разрабатывается собственная уникальная система кредитного скоринга. Помимо характеристики платежеспособности клиентуры любого уровня, она дает банку возможность в максимально сжатые сроки определять риски, связанные с собственными активами. Более того, скоринговая система незаменима для прогнозирования, связанного с функциональностью резервов самого банка.



При разработке системы скоринга основополагающими для специалистов банка являются следующие вопросы:

1. Финансовое состояние и потенциал клиента, то есть все то, что может дать информацию о доходах, затратах, обязательствах и активах заемщика.

2. Качественный уровень ответственности по уже действующим кредитам (просрочки по платежам, штрафы)

3. Вид кредитной сделки и ее обеспеченность.



Под последним пунктом подразумеваются процедура расчета параметров, отражающих количественно-качественные характеристики по «делу» заемщика. К «показателям качества» относятся: наличие постоянного /временного рабочего места, собственности в виде движимого / недвижимого имущества, степень доходности труда/бизнеса (обязательно реальная), анализ истории кредитования, возрастные показатели, наличие/отсутствие семьи и, если таковая имеется – ее состав. Качественные критерии отображают: общий или совокупный доход семьи, уровень страховой обеспеченности и включают обобщённый потенциал клиента, состоящий из разнообразных коэффициентов.



На основе данных скорингового мониторинга специалисты составляют некую карту, а проще говоря, отчет, включающий в себя перечень итогов в виде коэффициентов. Каждый пункт, включенный в отчет, несет, в свою очередь, определенную оценку, выраженную в баллах. В заключении показатели складываются, и получается сумма, характеризующая клиента по определённой шкале. Следующим шагом является присвоение клиенту класса в буквенном обозначении: Например: А и Б – благонадежные клиенты / Г и Д – заемщики, зарекомендовавшие себя как неблагонадежные.


(Источник: YoRead.ru)

Для печати


Поиск по Сайту